Для начала работы
Вам нужно войти

Вход

Обратная связь

Задайте вопрос или оставьте комментарий:

Опрос

Какой эскиз эмблемы Молодежной избирательной комиссии Самарской области Вам нравится больше?
Эскиз №1
148 голосов
Эскиз №2
11 голосов
Эскиз №3
20 голосов
Эскиз №4
14 голосов
Эскиз №5
8 голосов
Эскиз №6
23 голоса
Главная  > Обучение участников избирательного процесса  > Наблюдателю  > Школа наблюдателя на выборах депутатов представительных органов муницпальных образований Cамарской области 13 сентября 2015 года  > Подсчет голосов избирателей

07.09.2015

Подсчет голосов избирателей

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, при этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК с правом решающего голоса. Результаты всех осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами УИК с правом решающего голоса оглашаются и вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму. Данные об итогах голосования по мере их поступления вправе заносить председатель, заместитель и секретарь УИК.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены УИК и иные лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом, вести фото- и видеосъемку данной процедуры.

Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования УИК должен производиться в соответствии со статьей 66 Закона Самарской области: 

5.png

1. После окончания времени голосования члены УИК с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, которые вправе присутствовать при подведении итогов голосования, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (при использовании КОИБ-2010 – только в строку 6 увеличенной формы протокола) соответствующее число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования.

2. Председатель, заместитель председателя или секретарь УИК уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных УИК от ТИК. При использовании КОИБ-2010 полученные данные после их оглашения вносятся только в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

3. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены УИК с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:

1) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета выбывших избирателей, с учетом дополнительно включенных избирателей);

2) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);

3) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу отметок «Голосовал вне помещения» в списке избирателей);

4) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям, (устанавливается по числу отметок «Проголосовал досрочно» в списке избирателей).

4. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК с правом решающего голоса, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю УИК и лицам, присутствующим при подсчете голосов. 

Итоговые данные по страницам списка суммируются, оглашаются и вносятся в последнюю страницу списка, которая заверяется подписью председателя, заместителя председателя или секретаря и печатью УИК. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:

1) в строку 1 - число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;

2) в строку 3 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

3) в строку 4 - число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;

4) в строку 5 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.

После этого наблюдатель вправе ознакомиться со списком избирателей, а члены УИК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.

Дальнейшая работа со списком избирателей проводиться не должна. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место.

Разброшюрование книг списка избирателей не допускается.

5. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами УИК с правом решающего голоса.

Наблюдатель должен знать, что при непосредственном подсчете голосов избирателей членам УИК, кроме председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, запрещается пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, когда возникло сомнение в определении волеизъявления избирателя и необходимо произвести запись о признании избирательного бюллетеня действительным либо недействительным и заверить подписями двух членов УИК. 

Все действия членов УИК должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.

6. При сортировке бюллетеней УИК отделяет бюллетени неустановленной формы, т.е. не изготовленные официально либо не заверенные комиссией. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются.

7. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования.

Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов УИК, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным («Бюллетень недействителен в соответствии с частью 12 статьи 66 Закона Самарской области»), которая подтверждается подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и заверяется печатью УИК, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.

8. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Члены УИК с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные стопки, бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены УИК с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

9. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий зарегистрированных кандидатов или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате справа от фамилий зарегистрированных кандидатов. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную стопку. По окончании сортировки УИК решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов УИК с правом решающего голоса и заверяется печатью УИК. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей стопке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с частью 12 статьи 55 и частью 14 статьи 52.1 Закона Самарской области) оглашается и заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.

10. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения заносятся в строку 11 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

11. В случае если зарегистрированный кандидат выбыл в период проведения досрочного голосования при установлении итогов голосования УИК после сортировки избирательных бюллетеней по голосам, в том числе за указанного зарегистрированного кандидата, принимает решение о признании этих избирательных бюллетеней недействительными. Количество признанных недействительными по данному основанию избирательных бюллетеней суммируется с общим количеством недействительных бюллетеней, признанных таковыми по иным основаниям, а сами избирательные бюллетени упаковываются отдельно.

12. Члены УИК с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней.

13. Члены УИК с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования.

14. Если число избирателей, проголосовавших досрочно, составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), УИК по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать УИК. По результатам указанного подсчета УИК составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов УИК с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены УИК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

15. Далее производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования:

1 больше или равно 3 + 4 + 5

2 равно 3 + 4 + 5 + 6 + 10а – 10б

7 + 8 равно 9 + 10

10 = 11 + все последующие строки протокола.

Если контрольные соотношения выполняются, в строках 10а и 10б протокола и его увеличенной формы проставляется цифра «0». 

Если указанные контрольные соотношения не выполняются, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней от ТИК. 

Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, УИК составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, вносит данные о расхождении в строки 10а и 10б протокола об итогах голосования.

Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. 

Если в ходе проверки УИК пришла к выводу, что не выполняется контрольное соотношение 3 + 4 больше или равно 8, то УИК обязана проверить правильность вычисления числа в строке 8, проверить все бюллетени на предмет соответствия их установленной форме.

Если после произведенной проверки предварительный вывод не изменился, УИК составляет акт о превышении числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, над числом избирательных бюллетеней, выданных УИК избирателям как в помещении для голосования в день голосования, так и проголосовавшим досрочно, который приобщается к первому экземпляру протокола об итогах голосования.

16. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются дата голосования, название выборов, номер избирательного участка и число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены УИК как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии наблюдателей и лиц, присутствующих при подсчете голосов, которые вправе поставить на мешках или коробках свои подписи.

17. УИК обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования.

18. После проведения всех необходимых действий и подсчетов УИК в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, принимаются соответствующие решения, после чего подписывается протокол об итогах голосования УИК.

Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписанный протокол заверяется печатью УИК. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

19. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены УИК с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена УИК с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

20. При подписании протокола об итогах голосования члены УИК с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

21. По требованию члена УИК, наблюдателя, иных лиц, присутствующих при подсчете голосов, УИК немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. 

22. Первый экземпляр протокола УИК об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в УИК не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов УИК с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения Закона Самарской области, поступившие в комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения УИК и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений УИК прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в ТИК председателем или секретарем УИК либо иным членом УИК с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При указанной передаче протокола об итогах голосования вправе присутствовать другие члены УИК, а также наблюдатели, направленные в данную УИК.

23. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, присутствующим при проведении итогов голосования, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном УИК. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки членов УИК с правом совещательного голоса, иных лиц, а также печать УИК передается в вышестоящую комиссию для хранения.

24. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в ТИК УИК, направившая протокол, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в нем неточность (описку, опечатку), комиссия, направившая протокол, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-10, 10а и 10б протокола. О принятом решении УИК в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае УИК составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в ТИК. Ранее представленный УИК в ТИК протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу. В случае если требуется внести уточнения в строку 11 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов.

25. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом лиц, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, в том числе наблюдателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов». Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются наблюдателям, иным лицам, которые вправе получить соответствующую копию итогового протокола. Если протокол составляется УИК, он незамедлительно направляется в ТИК.

Назад