Для начала работы
Вам нужно войти

Вход

Обратная связь

Задайте вопрос или оставьте комментарий:

Опрос

Какой эскиз эмблемы Молодежной избирательной комиссии Самарской области Вам нравится больше?
Эскиз №1
148 голосов
Эскиз №2
11 голосов
Эскиз №3
20 голосов
Эскиз №4
14 голосов
Эскиз №5
8 голосов
Эскиз №6
23 голоса
Главная  > Обучение участников избирательного процесса  > Наблюдателю  > Школа наблюдателя на выборах депутатов представительных органов муницпальных образований Cамарской области 13 сентября 2015 года  > Деятельность наблюдателя в день голосования

07.09.2015

Деятельность наблюдателя в день голосования

Голосование в день голосования проводится
с 8 часов до 22 часов по местному времени. 

1. Избирательный участок откроется для голосования в 8.00. Необходимо заранее узнать, как добраться до своего участка, чтобы появиться там до начала голосования и присутствовать при проведении подготовки избирательного участка к его открытию. Время начала осуществления избирательных действий УИК до открытия избирательного участка необходимо уточнить заранее у председателя (заместителя председателя, секретаря) УИК. 

Если на избирательном участке при проведении голосования используется комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2010) наблюдателю следует прибыть на избирательный участок за один час до начала голосования.

При подходе к помещению для голосования наблюдателю следует обратить внимание на то, не проводится ли предвыборная агитация, проведение которой в день голосования запрещено.

На расстоянии менее 50 метров от входа в здание, где находится избирательная комиссия, расположено помещение для голосования, не должно быть агитационных материалов. 

С момента начала работы УИК в день голосования наблюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение УИК и в помещение для голосования.

2. Наблюдателю следует представиться председателю УИК (заместителю, секретарю), предъявить направление и паспорт (или заменяющий его документ). Данные о наблюдателе будут включены в соответствующий реестр.

Не допускается, чтобы в помещении УИК, а также в помещении для голосования одновременно находились два и более наблюдателя, представляющие интересы одного зарегистрированного кандидата, одного избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированный список кандидатов, зарегистрированного кандидата. В случае назначения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированный список кандидатов, зарегистрированного кандидата, несколько наблюдателей в каждую избирательную комиссию, такие наблюдатели должны организовать свою работу поочередно. При убытии из помещения УИК, помещения для голосования наблюдатель извещает об этом председателя УИК (заместителя, секретаря), о чем в соответствующем реестре делается отметка об убытии данного наблюдателя.

3. Необходимо осмотреть помещение для голосования. В помещении для голосования должны находиться:

кабины для тайного голосования или иные специально оборудованные места для тайного голосования, освещенные и снабженные письменными принадлежностями, кроме карандашей;

информационный стенд, на котором размещается информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень (биографические сведения, сведения о доходах и имуществе кандидатов, информация о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (если такая информация имеется));

образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированных кандидатов или списки кандидатов.

Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаков предвыборной агитации. 

Информация о кандидатах для избирателей, являющихся инвалидами по зрению, выполненная крупным шрифтом и (или) с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, должна быть размещена на избирательных участках, определенных решением соответствующей территориальной избирательной комиссии. 

В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола УИК об итогах голосования для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. 

Она вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов УИК и наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации (увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол УИК об итогах голосования, а занесенные в нее данные не имеют юридического значения).

Переносные и стационарные ящики для голосования, находящиеся в помещении для голосования, должны быть изготовлены из прозрачного или полупрозрачного материала, в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В качестве стационарных ящиков на избирательных участках, определенных Избирательной комиссией Самарской области, используются КОИБ-2010.

Необходимо обратить внимание на количество переносных ящиков для голосования. Оно устанавливается решением ТИК в зависимости от количества избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, но не может превышать 3-х ящиков.

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, КОИБ-2010 (при их использовании) одновременно находились в поле зрения членов УИК, наблюдателей.

4. Наблюдателю рекомендуется выяснить у председателя или секретаря УИК и зафиксировать (чтобы потом сравнить с протоколом об итогах голосования на избирательном участке) следующие данные: 

а) количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования (это количество избирателей, включенных в список избирателей при его составлении и уточнении (дополнительно включенные в список избирателей), и исключенные (вычеркнутые) из указанного списка по разным причинам);

б) количество избирательных бюллетеней, полученных УИК от ТИК (по акту передачи избирательных бюллетеней).

5. Наблюдатель имеет право знакомиться со списком избирателей. Особое внимание необходимо обратить на то, что каждая книга списка избирателей (в случае разбивки списка избирателей на книги) должна быть сброшюрована (прошита) и заверена в конце подписью председателя УИК и печатью (часть 14 статьи 17 Закона Самарской области).

6. Следует зафиксировать количество избирателей, проголосовавших досрочно в помещении УИК, а также выяснить, сколько подано заявлений (устных обращений) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования и все ли они внесены в специальный реестр. Следует учитывать, что указанные заявки могут быть поданы в участковую избирательную комиссию в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования – с 3 сентября 2015 года до 16 часов 13 сентября 2015 года. 

7. До 8 часов утра на участке идет подготовка к голосованию: размещение членов комиссии, выдача членам комиссии книг списка избирателей и бюллетеней для голосования по ведомости. 

В случае использования на избирательном участке КОИБ-2010 члены УИК в день голосования собираются в помещении для голосования не позднее чем за час до начала времени голосования (т.е. не позднее 7.00 часов) для проведения тестирования КОИБ-2010.

При подготовке КОИБ-2010 к проведению голосования в день голосования до его начала вправе присутствовать и наблюдать за указанным процессом члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированный список кандидатов, представители средств массовой информации, наблюдатели. Председатель участковой комиссии в обязательном порядке оповещает всех присутствующих о порядке проведения тестирования, его начале и результатах.

Подготовка КОИБ к проведению голосования должна быть завершена до времени начала голосования на избирательном участке (пункт 4.1 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 года № 19/204-6).

В день голосования, непосредственно перед наступлением времени голосования (т.е. до 8.00 часов), председатель УИК предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки КОИБ-2010 – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью УИК (пломбируются) (часть 3 статьи 62 Закона Самарской области).

В день голосования председатель УИК перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования КОИБ-2010 (при их использовании), в присутствии членов УИК, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 30 Закона Самарской области, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно. Данная информация размещается на информационном стенде УИК. 

После этого председатель УИК предъявляет присутствующим для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями, вскрывает поочередно каждый конверт, достает избирательные бюллетени, также предъявляя их для визуального ознакомления присутствующим.

В случае, если количество избирателей, проголосовавших досрочно, превысило один процент от числа избирателей, внесенных в список избирателей (но не менее десяти избирателей), председатель УИК объявляет об этом присутствующим и проставляет на оборотной стороне каждого избирательного бюллетеня, извлеченного из этих конвертов, печать УИК. Далее председатель УИК, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в КОИБ-2010 (в случае его использования), при этом печать не должна просвечиваться в зонах маркера, прямоугольной печати комиссии и квадратов для проставления знаков отсутствуют подписи двух членов соответственно УИК, ТИК), либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по единому избирательному округу, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт.

На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от фамилий кандидатов, вносится запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и заверяется печатью УИК. В случае использования КОИБ-2010 недействительный бюллетень оформляется в соответствии с Приложением № 3 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – КОИБ (Постановление ЦИК России от 6 июля 2011 года N 19/204-6 «Об инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – Комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации»).

Указанный выше акт впоследствии прилагается к протоколу УИК об итогах голосования, а недействительные избирательные бюллетени в последующем суммируются с недействительными избирательными бюллетенями, выявленными при сортировке избирательных бюллетеней и признанными недействительными в соответствии с частью 12 статьи 55 Закона Самарской области, а также избирательными бюллетенями, признанными недействительными по иным основаниям (в случае наличия таковых).

Все вскрытые конверты, в которых находились избирательные бюллетени, заполненные избирателями, проголосовавшими досрочно, сохраняются и в дальнейшем упаковываются в отдельный пакет, на котором делается надпись «Конверты для бюллетеней, используемых при досрочном голосовании» с указанием их количества. Данный пакет упаковывается и хранится вместе с избирательными бюллетенями.

Следует обратить внимание на то, что все эти действия должны производиться в одном помещении. 

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в ходе осуществления избирательных процедур, необходимо составить заявление об их устранении. Перед составлением заявления о любом серьезном нарушении следует обратиться к председателю УИК с просьбой пресечь нарушение закона. Если председатель не реагирует, а нарушение, по мнению наблюдателя, может повлиять на установление действительного волеизъявления избирателя, следует предупредить, что действие (бездействие) УИК по неустранению нарушения, будет обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 

Содержание заявления можно изложить своими словами. В нем не обязательно (хотя и желательно) ссылаться на конкретные нормы избирательного законодательства. Главное требование, предъявляемое к заявлению: содержание должно быть максимально подробным и содержать конкретные факты выявленных нарушений избирательного законодательства. В заявлении необходимо указывать даты, время, фамилии, должности, другие существенные обстоятельства.

Заявление подписывается наблюдателем. Рекомендуется ознакомить с текстом заявления других наблюдателей или свидетелей, предложить им поставить в заявлении отметку «С заявлением согласен», указать свой адрес, телефон или статус в комиссии и поставить подпись. Если у них возникнут дополнения, которые отображают какие-либо факты, следует внести эти дополнения в заявление. 

Один экземпляр заявления передается председателю или секретарю УИК, на другом необходимо получить отметку о его получении указанными должностными лицами УИК. По закону заявление должно быть обязательно рассмотрено УИК, приложено к первому экземпляру протокола об итогах голосования и передано вместе с ним в вышестоящую избирательную комиссию.

Если председатель комиссии отказывается принять заявление, то на заявлении следует написать слова «Председатель УИК принять заявление отказался» и заверить ее своей подписью и подписями иных присутствующих лиц (по их желанию). Отказ в принятии жалобы может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Назад